Психологическая экспертиза

20.1. Исследование психологии человека

Задачи
Решаемые задачи связаны с установлением юридически значимых эмоциональных состояний и способностей подэкспертного (обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, истца/ответчика по делам о признании недействительными сделки, родителей, ребенка и других членов семьи по делам о семейных спорах, связанных с определением места жительства ребенка и участии в воспитании отдельно проживающего родителя).

Объекты
Живые лица (при очной экспертизе), материалы уголовного или гражданского дела, медицинская документация, продукты творчества и иной деятельности (дневники, переписки, аккаунты в социальных сетях и др.).

Решаемые вопросы
По уголовным делам:
  • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
  • Имеются ли у обвиняемого какие-либо индивидуально-психологические особенности, которые могли оказать существенное влияние на его психическую деятельность и поведение?
  • Мог ли обвиняемый, с учетом его индивидуально-психологических особенностей и эмоционального состояния в период совершения инкриминируемого ему деяния, адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
  • Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии? Если имеются, то мог ли он в полной мере осознавать значение своих действий или руководить ими?
  • Мог ли свидетель/потерпевший правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и способен ли давать о них показания?
  • Мог ли потерпевший понимать характер и значение совершаемого противоправного деяния и оказывать ему сопротивление?
  • В каком эмоциональном состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?
  • Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать их квалификацию следствием: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического (эмоционального) состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?

По гражданским делам:
  • Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка, уровень его психического развития?
  • Каково действительное психологическое отношение ребенка к отцу, матери?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности, воспитательные установки и компетенции отца, матери, не оказывают ли они негативного влияния на состояние и развитие ребенка?
  • Каково действительное психологическое отношение отца, матери к ребенку?
  • Является ли мнение ребенка о месте проживания, порядке общения с отцом, матерью, самостоятельным, с учетом его возраста, состояния, уровня психического развития, влияния на него семейной ситуации (для детей, достигших возраста 10 лет)?
  • Имеются ли у ребенка психологические признаки индуцированного состояния, если да, то, с чем такое состояние связано?
  • Учитывая психическое (эмоциональное) состояние подэкспертного в период, относящийся к совершению сделки, и его индивидуально-психологические особенности, мог ли он понимать значение своих действий и руководить ими?
  • Имелись ли у подэкспертного в момент совершения сделки такие индивидуально-психологические особенности, вследствие которых он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?
  • Имел ли подэкспертный в момент совершения сделки адекватное (правильное) представление о существе сделки?
  • Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия решения о совершении сделки и его реализацию, с учетом состояния и индивидуально-психологических особенностей подэкспертного?
  • Мог ли подэкспертный в период, относящийся к совершению сделки, свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
  • Имеются ли у подэкспертного изменения психической деятельности, наступившие после действий причинителя вреда, каков их характер, степень, глубина и длительность?
  • Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли увеличить глубину и длительность субъективного переживания исследуемых событий?
  • Существует ли причинно-следственная связь между состоянием потерпевшего (изменением его психического благополучия) и действиями виновного?

20.2. Психологическое исследование информационных материалов

Задачи
Установление:
  • особенностей информационного материала, которые имеют значение для их последующей правовой оценки (содержания в аспекте особенностей отраженного в материале конфликта; целевой аудитории; коммуникативных намерений участников коммуникации; установок автора/говорящего и др.);
  • социально-психологической направленности информационного материала или коммуникативных действий лица (формируемых у адресата социальных представлений, эмоционально-смыслового отношения, социальных установок и др.)
  • психологических феноменов и их проявлений, имеющих отношение к экспертно-психологическому содержанию юридических понятий и категорий («возбуждения вражды», «унижения достоинства человека», «пропаганды запрещенных взглядов и идеологии/нетрадиционных ценностей, отношений или предпочтений и др.», «пропаганды употребления запрещенных препаратов»; «побуждения к противоправным действиям», «побуждения/склонения к совершению опасных действий, самоубийства» и др.);
  • информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних;
  • негативного психологического воздействия на адресата (направленности воздействия, стратегий и приемов);
  • влияния на содержание речи допрашиваемого/опрашиваемого (показаний или сообщаемых сведений) со стороны иных участников процессуального / непроцессуального действия.

Объекты
  • информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, в том числе публикации в Интернете, материалы коммуникации в социальных сетях, мессенджерах (сообщения (переписка), аудио- и видеосообщения);
  • аудио- и видеозаписи, на которых зафиксирована подлежащая исследованию коммуникация / процессуальные и непроцессуальные действия (в том числе оперативные, нотариальные, бытовые);
  • объяснения и протоколы, записки / дневниковые записи / предсмертные записки / скрипты для продаж и др.

Требования к объектам/материалам, представляемым на экспертизу
  • Эксперту должен быть предоставлен акт осмотра предметов или акт осмотра интернет-ресурсов, к которому должен быть приложен цифровой носитель информации с зафиксированными на нём объектами. В акте осмотра должно быть отражено, где объекты были обнаружены, как к ним получен доступ (каковы условия доступа, являются ли объекты общедоступными либо доступ к ним ограничен). Объект должен быть зафиксирован в контексте его употребления (размещения), например, вместе с сопровождающими его комментариями, подписями, публикациями или высказываниями других участников коммуникации, а также публикацией, послужившей информационным поводом, и др.).
  • Исследованию подлежат информационные материалы на русском языке, а также материалы, имеющие короткие словесные составляющие (слово, словосочетание) не на русском языке. Если язык оригинального текста не является русским, то эксперту необходимо предоставить официально заверенный перевод текста.
  • Если исследованию подлежит текст (иной информационный материал), опубликованный в сети Интернет, экспертам должно быть предоставлено изображение соответствующей интернет-страницы (скриншота) с указанием даты и времени (момента фиксации).
  • При исследовании сайта или личного кабинета (аккаунта) пользователя экспертам должна быть предоставлена отображаемая на определенный момент времени веб-страница (страницы) с текстом и изображениями либо электронная копия содержимого веб-сайта на определенный момент времени с сохраненной внутренней структурой.
  • Для экспертного исследования аудио- или видеоматериала необходимо предоставить зафиксированный на цифровом носителе файл, акт прослушивания и осмотра с дословной письменной фиксацией устного текста.

Подробнее