Лингвистическая экспертиза

26.1. Исследование продуктов речевой деятельности

Задачи:
  • выявление значения (смысла) единиц различных языковых уровней;
  • установление в тексте информации определенного содержания;
  • установление степени адекватности передачи в одном тексте смысла другого текста.

Объекты:
  • Информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, в том числе публикации в Интернете, материалы коммуникации в социальных сетях, мессенджерах (сообщения [переписка], аудио- и видео-сообщения)).
  • Аудио- и видеозаписи, на которых зафиксирована подлежащая исследованию коммуникация/процессуальные и непроцессуальные действия (в том числе оперативные, нотариальные, бытовые); объяснения и протоколы, записки/дневниковые записи/предсмертные записки/скрипты для продаж и др.

Вопросы:
  • В каком значении использовано слово/словосочетание «…» в представленном тексте?
  • Какой именно предмет (лицо) обозначен словом/словосочетанием «…»?
  • Каково значение предложения/высказывания «…»?
  • Однозначно или многозначно предложения/высказывания «…»?
  • К какому слову или словам в предложении относится фрагмент «…»?
  • Каково смысловое содержание представленного текста (фрагмента текста)?
  • Какая информация о лице/организации/группе лиц/предмете содержится в представленном тексте?
  • Имеют ли слова/словосочетания «...» и «…» одинаковое (тождественное, противоположное) значение?
  • Находятся ли слова слова/словосочетания «...» и «…» в родовидовых отношениях?
  • Какие смысловые различия существуют между словами/словосочетаниями «…» и «…»?
  • Употреблено ли слово/словосочетание «...» в представленном тексте в следующем значении: …?
  • Следует ли из содержания следующего предложения (фрагмента текста) «…», что …?
  • Имеются ли текстовые совпадения в сравниваемых текстах и каков их объем?
  • Сходны ли по смыслу высказывание (фрагмент текста, текст) «...» и высказывание (фрагмент текста, текст) «...»?
  • Искажает ли смысл следующего высказывания (фрагмента текста, текста) «...» пересказ этого высказывания (абзаца, текста), содержащийся в следующем фрагменте спорного текста «...», или смысл исходного высказывания (абзаца, текста) при пересказе передан адекватно?

На разрешение эксперта также могут быть поставлены вопросы в зависимости от категории дел
По делам об оскорблении:
  • Содержатся ли в тексте высказывания со значением унизительной оценки лица?
  • Если да, то имеются ли в данных высказываниях лингвистические признаки неприличной формы выражения?

Недопустима постановка, например, таких вопросов: «Является ли высказывание оскорблением?»; «Имели ли ФИО цель оскорбить, унизить адресата?» и т. п.

По делам о клевете, защите чести, достоинства, деловой репутации:
  • Содержится ли в данном тексте (статье, записке и др.) негативная информация об определенном лице (лицах, организации), выраженная в форме утверждения о фактах и событиях?

Недопустима постановка вопросов о порочащем характере информации (например, «Является ли информация, содержащаяся в представленном тексте, порочащей?», «Содержатся ли в тексте лингвистические признаки порочащей информации?»), о соответствии негативной информации действительности.

По делам об угрозе:
  • Содержится ли в высказывании/тексте значение угрозы?
  • Содержатся ли в высказывании/тексте лингвистические признаки угрозы?

По делам о вымогательстве:
  • Содержится ли в высказывании/тексте «…» требование, сопровождающееся угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, распространением негативных сведений об адресате угрозы или его близких?

По делам о распространении заведомо ложной информации:
  • Содержится ли в тексте информация о […], выраженная в форме утверждения о фактах и событиях?

По делам о склонении к совершению самоубийства:
  • Содержится ли в тексте побуждение совершить самоубийство?
  • Содержится ли в тексте убеждение в необходимости совершения самоубийства?

По делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму:
  • Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или ее представителей?
  • Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо разрушительным действиям?
  • Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков пропаганды исключительности, превосходства или неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
  • Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков пропаганды идеологии насилия в целях оказания воздействия на решения органов власти?
  • Имеется ли демонстрация нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходной с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в связи с пропагандой идей фашизма (нацизма)?
  • Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков оправдания идеологии насилия и/или разрушительных действий, совершаемых в целях оказания воздействия на органы власти?
  • Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы?
  • Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или против представителей такой группы?
  • Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков обвинения автором какого-либо лица в совершении каких-либо противоправных действий?
  • Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков угрозы применения насилия?
  • Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)?
  • Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
  • Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?

По делам о взяточничестве и иных коррупционных преступлениях:
  • Каково смысловое содержание представленного текста разговора/переписки?
  • Идет ли речь в разговорах о передаче денежных средств от одного собеседника другому?
  • Каковы предназначение этих денежных средств?
  • Побуждает ли один участник разговора/переписки другого участника разговора/переписки к передаче денежных средств?
  • Предлагает ли один участник разговора/переписки другому участнику разговора/переписки денежные средства?
  • Требует ли один участник разговора/переписки от другого участника разговора/переписки денежные средства?
  • Имеются ли в тексте разговоре/переписки признаки скрытой коммуникации?
  • Имеются ли в тексте разговоре/переписки признаки маскировки его содержательных элементов? Каково значение замаскированных элементов текста или их характеристики?
  • Каковы коммуникативные роли участников разговора?
  • Носит ли коммуникация со стороны кого-либо из ее участников провокативный характер? Если да, то на что направлена коммуникация?
  • Содержатся ли в материале психологические и лингвистические признаки побуждения к совершению определенных действий (предложению, согласию, получению или передаче вознаграждения [взятки])?

По делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности:
  • Обсуждаются ли в ходе переписки сексуальные темы, сексуальные действия?
  • Содержатся ли в переписке побуждения к совершению сексуальных действий?
  • Содержатся ли в переписке лингвистические признаки угрозы, если да, то какие и в чей адрес?

Экспертиза видеоматериалов процессуальных действий:
Имеются ли в речи допрашиваемого в ходе процессуального действия, зафиксированного на представленной видеозаписи, его ответные реплики, содержание которых определялось влиянием со стороны участников действия? Если да, то о каких обстоятельствах в данных ответных репликах идет речь?
Недопустима постановка вопросов, предполагающих установление достоверности или ложности показаний.

Требования к объектам/материалам, представляемым на экспертизу:
  1. Эксперту должен быть предоставлен акт осмотра предметов или акт осмотра интернет-ресурсов, к которому должен быть приложен цифровой носитель информации с зафиксированными на нем объектами. В акте осмотра должно быть отражено, где объекты были обнаружены, как к ним был получен доступ (каковы условия доступа, являются ли объекты общедоступными либо доступ к ним ограничен). Объект должен быть зафиксирован в контексте его употребления (размещения), например, вместе с сопровождающими его комментариями, подписями, публикациями или высказываниями других участников коммуникации, а также публикацией, послужившей информационным поводом, и др.).
  2. Исследованию подлежат информационные материалы на русском языке, а также материалы, имеющие короткие словесные составляющие (слово, словосочетание) на нерусском языке. Если язык оригинального текста не является русским, то эксперту необходимо предоставить официально заверенный перевод текста.
  3. Если исследованию подлежит текст (иной информационный материал), опубликованный в сети Интернет, экспертам должно быть предоставлено изображение соответствующей интернет-страницы (скриншота) с указанием даты и времени (момента фиксации)
  4. При исследовании сайта или личного кабинета (аккаунта) пользователя экспертам должна быть предоставлена отображаемая на определенный момент времени веб-страница (страницы) с текстом и изображениями либо электронная копия содержимого веб-сайта на определенный момент времени с сохраненной внутренней структурой.
  5. Для экспертного исследования аудио- или видеоматериала необходимо предоставить зафиксированный на цифровом носителе файл, акт прослушивания и осмотра с дословной письменной фиксацией устного текста.

Подробнее