Лингвистическая экспертиза26.1. Исследование продуктов речевой деятельности Задачи:- выявление значения (смысла) единиц различных языковых уровней;
- установление в тексте информации определенного содержания;
- установление степени адекватности передачи в одном тексте смысла другого текста.
Объекты:- Информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, в том числе публикации в Интернете, материалы коммуникации в социальных сетях, мессенджерах (сообщения [переписка], аудио- и видео-сообщения)).
- Аудио- и видеозаписи, на которых зафиксирована подлежащая исследованию коммуникация/процессуальные и непроцессуальные действия (в том числе оперативные, нотариальные, бытовые); объяснения и протоколы, записки/дневниковые записи/предсмертные записки/скрипты для продаж и др.
Вопросы:- В каком значении использовано слово/словосочетание «…» в представленном тексте?
- Какой именно предмет (лицо) обозначен словом/словосочетанием «…»?
- Каково значение предложения/высказывания «…»?
- Однозначно или многозначно предложения/высказывания «…»?
- К какому слову или словам в предложении относится фрагмент «…»?
- Каково смысловое содержание представленного текста (фрагмента текста)?
- Какая информация о лице/организации/группе лиц/предмете содержится в представленном тексте?
- Имеют ли слова/словосочетания «...» и «…» одинаковое (тождественное, противоположное) значение?
- Находятся ли слова слова/словосочетания «...» и «…» в родовидовых отношениях?
- Какие смысловые различия существуют между словами/словосочетаниями «…» и «…»?
- Употреблено ли слово/словосочетание «...» в представленном тексте в следующем значении: …?
- Следует ли из содержания следующего предложения (фрагмента текста) «…», что …?
- Имеются ли текстовые совпадения в сравниваемых текстах и каков их объем?
- Сходны ли по смыслу высказывание (фрагмент текста, текст) «...» и высказывание (фрагмент текста, текст) «...»?
- Искажает ли смысл следующего высказывания (фрагмента текста, текста) «...» пересказ этого высказывания (абзаца, текста), содержащийся в следующем фрагменте спорного текста «...», или смысл исходного высказывания (абзаца, текста) при пересказе передан адекватно?
На разрешение эксперта также могут быть поставлены вопросы в зависимости от категории дел По делам
об оскорблении:
- Содержатся ли в тексте высказывания со значением унизительной оценки лица?
- Если да, то имеются ли в данных высказываниях лингвистические признаки неприличной формы выражения?
Недопустима постановка, например, таких вопросов: «Является ли высказывание оскорблением?»; «Имели ли ФИО цель оскорбить, унизить адресата?» и т. п.
По делам
о клевете, защите чести, достоинства, деловой репутации:
- Содержится ли в данном тексте (статье, записке и др.) негативная информация об определенном лице (лицах, организации), выраженная в форме утверждения о фактах и событиях?
Недопустима постановка вопросов о порочащем характере информации (например, «Является ли информация, содержащаяся в представленном тексте, порочащей?», «Содержатся ли в тексте лингвистические признаки порочащей информации?»), о соответствии негативной информации действительности.
По делам
об угрозе:- Содержится ли в высказывании/тексте значение угрозы?
- Содержатся ли в высказывании/тексте лингвистические признаки угрозы?
По делам
о вымогательстве:
- Содержится ли в высказывании/тексте «…» требование, сопровождающееся угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, распространением негативных сведений об адресате угрозы или его близких?
По делам
о распространении заведомо ложной информации:
- Содержится ли в тексте информация о […], выраженная в форме утверждения о фактах и событиях?
По делам
о склонении к совершению самоубийства:
- Содержится ли в тексте побуждение совершить самоубийство?
- Содержится ли в тексте убеждение в необходимости совершения самоубийства?
По делам, связанным
с противодействием экстремизму и терроризму:
- Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или ее представителей?
- Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо разрушительным действиям?
- Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков пропаганды исключительности, превосходства или неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
- Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков пропаганды идеологии насилия в целях оказания воздействия на решения органов власти?
- Имеется ли демонстрация нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходной с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в связи с пропагандой идей фашизма (нацизма)?
- Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков оправдания идеологии насилия и/или разрушительных действий, совершаемых в целях оказания воздействия на органы власти?
- Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы?
- Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или против представителей такой группы?
- Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков обвинения автором какого-либо лица в совершении каких-либо противоправных действий?
- Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков угрозы применения насилия?
- Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)?
- Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
- Содержится ли в тексте совокупность лингвистических и психологических признаков возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
По делам
о взяточничестве и иных коррупционных преступлениях:
- Каково смысловое содержание представленного текста разговора/переписки?
- Идет ли речь в разговорах о передаче денежных средств от одного собеседника другому?
- Каковы предназначение этих денежных средств?
- Побуждает ли один участник разговора/переписки другого участника разговора/переписки к передаче денежных средств?
- Предлагает ли один участник разговора/переписки другому участнику разговора/переписки денежные средства?
- Требует ли один участник разговора/переписки от другого участника разговора/переписки денежные средства?
- Имеются ли в тексте разговоре/переписки признаки скрытой коммуникации?
- Имеются ли в тексте разговоре/переписки признаки маскировки его содержательных элементов? Каково значение замаскированных элементов текста или их характеристики?
- Каковы коммуникативные роли участников разговора?
- Носит ли коммуникация со стороны кого-либо из ее участников провокативный характер? Если да, то на что направлена коммуникация?
- Содержатся ли в материале психологические и лингвистические признаки побуждения к совершению определенных действий (предложению, согласию, получению или передаче вознаграждения [взятки])?
По делам
о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности:
- Обсуждаются ли в ходе переписки сексуальные темы, сексуальные действия?
- Содержатся ли в переписке побуждения к совершению сексуальных действий?
- Содержатся ли в переписке лингвистические признаки угрозы, если да, то какие и в чей адрес?
Экспертиза видеоматериалов процессуальных действий:
Имеются ли в речи допрашиваемого в ходе процессуального действия, зафиксированного на представленной видеозаписи, его ответные реплики, содержание которых определялось влиянием со стороны участников действия? Если да, то о каких обстоятельствах в данных ответных репликах идет речь?
Недопустима постановка вопросов, предполагающих установление достоверности или ложности показаний.
Требования к объектам/материалам, представляемым на экспертизу:- Эксперту должен быть предоставлен акт осмотра предметов или акт осмотра интернет-ресурсов, к которому должен быть приложен цифровой носитель информации с зафиксированными на нем объектами. В акте осмотра должно быть отражено, где объекты были обнаружены, как к ним был получен доступ (каковы условия доступа, являются ли объекты общедоступными либо доступ к ним ограничен). Объект должен быть зафиксирован в контексте его употребления (размещения), например, вместе с сопровождающими его комментариями, подписями, публикациями или высказываниями других участников коммуникации, а также публикацией, послужившей информационным поводом, и др.).
- Исследованию подлежат информационные материалы на русском языке, а также материалы, имеющие короткие словесные составляющие (слово, словосочетание) на нерусском языке. Если язык оригинального текста не является русским, то эксперту необходимо предоставить официально заверенный перевод текста.
- Если исследованию подлежит текст (иной информационный материал), опубликованный в сети Интернет, экспертам должно быть предоставлено изображение соответствующей интернет-страницы (скриншота) с указанием даты и времени (момента фиксации)
- При исследовании сайта или личного кабинета (аккаунта) пользователя экспертам должна быть предоставлена отображаемая на определенный момент времени веб-страница (страницы) с текстом и изображениями либо электронная копия содержимого веб-сайта на определенный момент времени с сохраненной внутренней структурой.
- Для экспертного исследования аудио- или видеоматериала необходимо предоставить зафиксированный на цифровом носителе файл, акт прослушивания и осмотра с дословной письменной фиксацией устного текста.
Подробнее