Автороведческая экспертиза

2.1. Исследование письменной речи

Задачи:
  • установление автора письменного текста;
  • установление составления нескольких текстов одним лицом и в соавторстве;
  • установление необычности состояния автора текста;
  • установление составления текста под диктовку или путем переписывания;
  • установление намеренного искажения признаков письменной речи;
  • составление социально-биографического портрета автора текста.

Объекты:
Письменная речь автора документа, зафиксированная на материальном носителе.
Непосредственными объектами автороведческого исследования являются имеющие отношение к событию преступления рукописные тексты, документы, выполненные в электронном виде, полиграфическим способом или с помощью множительной техники, а также СМС-сообщения, переписки в социальных сетях, мессенджерах и т. п.

Вопросы:
  • Является ли ФИО автором текста «…»?
  • Составлены ли тексты «…», «…» и «…» одним автором?
  • В каком состоянии находился автор во время составления текста?
  • Составлен ли текст «…» автором под диктовку или путем переписывания?
  • Составлен ли текст с намеренным искажением признаков письменной речи?
  • Каков социально-биографический потрет автора документа (пол, возраст, род занятий, уровень языковой компетентности, родной язык)?

Требования к объектам/материалам, представляемым на экспертизу:
  • Успех автороведческого исследования зависит от качества и объема исследуемого объекта и образцов письменной речи.
  • Решение вопроса об авторе текста возможно в случае, если объем исследуемого текста составляет условно 100 слов.
  • Пригодность такого объекта автороведческого исследования, как тексты переписок в социальных сетях, в блогах, на форумах и т. п., также определяется, исходя из объема и качества исследуемого материала: реплики коммуниканта должны быть развернутыми, неодносложными. Кроме того, на экспертизу должна быть представлена полная переписка, то есть в ней должны присутствовать реплики всех участников с указанием их принадлежности и времени.
  • Образцы письменной речи должны быть в наибольшей степени сопоставимы с исследуемым текстом по следующим параметрам: по языку изложения; по времени выполнения текста; по стилевой принадлежности; по адресату и характеру речевого общения; по состоянию автора.
  • Что касается количества образцов, то в данном случае необходимо учитывать два принципа: 1) чем меньше объем исследуемого текста, тем в большем количестве должны быть представлены образцы; 2) чем меньше образцы отвечают требованиям сопоставимости, тем больше их нужно.

Подробнее